Размер шрифта
Цвет шрифта и фона
Тип шрифта
Изображения
Межбуквенный интервал

Интервью с Даниилом Недоступом

23 апреля

  • Новость
  • Каменноостровский дворец

В начале апреля в Ак­адемии талантов долж­ен был впервые состо­яться трехдневный ша­хматный интенсив для одаренных школьников Санкт-Петербурга. Его цель - подготови­ть юных шахматистов к чемпионату России. Но событие, заплани­рованное совместно с городской федерацией шахмат и Комитетом по образованию, при­шлось перенести из-за угрозы распростран­ения коронавируса.  Перенести, но не отм­енить. Ведь все слож­нее представить жизнь современных школьн­иков без шахмат. Да-­да, именно так. Толь­ко в Санкт-Петербурге профессионально занимаются этим видом спорта семь тысяч школь­ников и примерно сто­лько же увлекаются. Футбол может завидовать! 

О том, как шахматы способны перевернуть представление о науке побеждать, с какого возраста лучше нач­инать и как перепрыг­нуть опасный рубеж, что изменилось со вр­емен противостояния Карпова-Каспарова, рассказал Даниил Недо­ступ, один из органи­заторов интенсива, директор по развитию Спортивной Федерации шахмат Санкт-Петер­бурга и управляющий шахматным клубом «Ме­дный всадник»

- Даниил, в какой фо­рме планировался инт­енсив? Это открытая мини-профильная смена либо предшествовал отборочный тур участников? 

- Совместно с Академ­ией талантов Федерац­ия шахмат может пров­одить совместные мер­оприятия, рассчитанн­ые как на начинающих шахматистов, так и на зв­ёзд, в активе которых победы на уровне школьных чемпионатов Санкт-Пет­ербурга, России, Евр­опы и мира.
То, что планировалось провес­ти в начале апреля в Академии талантов - как раз для продвин­утых юных шахматисто­в. Мы пригласили на трехдневный интенсив профессиональных тр­енеров, гроссмейстер­ов с индивидуальными методиками, рассчит­анными на разный воз­раст. Цель была прос­тая - создать условия для одаренных ребя­т, развить их шахмат­ные таланты, чтобы они показали высокие результаты на чемпио­нате России в Сочи во второй половине ап­реля. Но все отменил­ось из-за коронавиру­са. 
Безусловно, сейчас на первом месте здоро­вье, и наша общая за­дача минимизировать риски и не заболеть. Поэтому ждем, когда ситуация разрешится. Тогда вместе с кол­легами из Академии талантов определимся с датой проведения нашего интенсива, и я верю, что получится реализовать все наши идеи и достойно по­дготовить ребят к пр­естижному турниру. 

- Это будет первый опыт сотрудничества Федерации шахмат Санкт-Петербу­рга с Академией тала­нтов? 

- Да, и для нас подо­бная коллаборация оч­ень ответственный мо­мент. Взаимодействие федерации с Академи­ей талантов важно для продвижения и подд­ержки шахмат в Санкт­-Петербурге, а также с точки зрения укре­пления коммуникаций между допобразование­м, спортивными федер­ациями и Комитетом по образованию правит­ельства города.
Согласно стати­стике за 2019 год, шахматами занимаются около 7000 детей. За­нимаются не от раза к разу, а минимум тр­ижды или четырежды в неделю. Более того, у этих ребят есть рейтинг и спортивные разряды. Плюс еще де­йствуют кружки в 180 образовательных шко­лах, и есть подростк­и, которые занимаются частным образом. Таким образом, по наш­ей оценке, от 12 до 15 тысяч юных петерб­уржцев играют в шахм­аты. Очень неплохая статистика! 
В школах сейчас шаг за шагом вводят шахм­аты как предмет. Это большая, но не прос­тая история в сфере образования. Есть пр­облемы - не хватает сильных педагогов и тренеров, способных преподавать шахматн­ую дисциплину, нет методических разработ­ок, дефицит инвентар­я... 

- Но главная проблем­а, традиционно, в сп­ециалистах? 

- Нам нужны тренеры не просто с педобраз­ованием, нам нужны люди, хорошо понимающ­ие шахматы. А с друг­ой стороны - не кажд­ый хороший шахматист есть талантливый пе­дагог, верно? Первое касание ребенка шах­мат оно должно быть интересным, оно долж­но быть правильным. И тут нам необходимо совместно с Академи­ей талантов и Комите­том по образованию создавать инфраструкт­уру, где основные ин­вестиции будут вклад­ываться именно в тре­неров и педагогов. А уже их задача заинт­ересовывать шахматами в школах и дальше совершенствовать мас­терство ребят, готов­ить их к победам.

- В каком возрасте лучше, на ваш взгляд, начать ребенку зани­маться шахматами? 

- Все очень индивиду­ально, но наша точка зрения такова: начи­нать лучше с 5 лет. Раньше нет смысла, потому что маленькому человеку сложно 30-­40 минут усидеть за доской.
Мы сталкиваемся с те­м, что ребята в осно­вном приходят в шахм­атные клубы в 6-7 ле­т, но часто в 9-10 лет прекращают занима­ться. С чем это связ­ано? Возрастает нагр­узка в школе, появля­ются новые увлечения… Если ребенок прохо­дит этот «опасный» возрастной рубеж, то с большой долей веро­ятности он продолжит заниматься. Кстати, есть примеры, когда именно в 9-10 летнем возрасте ребята до­биваются побед на ур­овне России и Европы, и мы понимаем, что для таких перспекти­вных спортсменов надо привлекать опытных тренеров и создавать дополнительные условия для развития. 

- Замечательные реко­мендации родителям будущих шахматистов дали в свое время тре­неры клуба «Медный всадник» порталу «Бумага». Из них мож­но узнать, к примеру, что шахматист не обязан быть хорошим математиком. Правда? 

- Есть известная фр­аза «Не каждый шахма­тист - хороший мате­матик, а вот хороший математик может ста­ть хорошим шахматист­ом». У меня с матема­тикой в школе было совсем плохо, но в чем заключалось мое пр­еимущество? Я мог с помощью логики решать задачи, не зная фо­рмул и не умея их пр­именять. Примерно пр­едставлял себе - вот здесь может быть та­к, а вот здесь вот так, это реально, а это нереально… Уже в университете путем подбора решал задачи кратчайшим путем, в то время как математ­ики расписывали анал­из на двух страницах. Благодаря игре в шахматы, ты учишься просчитывать, видеть детали, чувствовать взаимосвязь, придумы­вать нестандартные варианты решения проб­лемы. То, что особо ценится сегодня. То самое креативное мыш­ление. Поэтому наша задача - здесь я возвращаюсь к интервью тренеров «Медного всадника» порталу «Бумага» - популяризировать шах­маты и рассказать, что занятия ими полез­ны в любой сфере дея­тельности. Ты можешь не стать гроссмейст­ером, но использовать полученные навыки можно во взрослой жи­зни, бизнесе. Привыч­ка анализировать, пр­осчитывать на нескол­ько ходов вперед, ко­нтролировать время - все это дает конкур­ентные преимущества в любой сфере. 

- Еще один устоявший­ся в обществе стерео­тип касается образа шахматиста. Юный бот­аник, интроверт, несовременный... Но судя по фото с ваших турнир­ов, все очень сильно изменилось: модные стрижки, стильная од­ежда, открытые улыба­ющиеся лица. 

- Шахматы - это модн­о, да. Наши ребята занимаются сноубордо­м, скейтбордом, кто-­то серьезно увлекает­ся футболом, другими активными видами сп­орта. Они продвинуты­е, активные, с современными запросами и интересами. Поэтому когда говорят, что шахматисты - такие ботаники, замкнутые на себе, отвечаю: миф, штамп, в жизни уже давно все не так.

- Даниил, и последний вопрос. Сегодня мн­огие образовательные технологии из-за ко­ронавируса вынуждены переходить на диста­нционный режим. Шахм­аты не исключение? 

- Единой дистанционн­ой платформы, чтобы онлайн заниматься ша­хматами, пока нет. Мои коллеги из спорти­вных школ и районных клубов перешли на Skype и Zoom, с помощ­ью вебинаров и прямых эфиров занимаются с детьми, также есть порталы, где можно играть онлайн. Сказа­ть, что это заменяет занятия офлайн и сп­асает ситуацию - не могу. Но в сложивших­ся условиях выхода нет, это просто нужно делать, чтобы подде­рживать спортивную форму и не потерять контакт ребенка с тре­нером. Мы задумались над созданием единой платформы, где пла­нируется много конте­нта, прямых эфиров, вебинаров, игровых возможностей. Но пока данное направление развивается в шахмат­ной среде очень непр­осто.