Размер шрифта
Цвет шрифта и фона
Тип шрифта
Изображения
Межбуквенный интервал

Интервью с Анастасией Азбель

28 апреля

  • Новость
  • Каменноостровский дворец

«Мы столкнулись с тем, что знания есть, но они не перепакованы в дистанционные форматы»

Анастасия Азбель – доцент кафедры педагогики, кандидат психологических наук СПбГУ, региональный эксперт всероссийского конкурса «Большие вызовы», научный консультант школы 619 Санкт- Петербурга. 

Почему самоорганизованному человеку всегда легче? Как научиться этике коммуникации в онлайн-режиме? Дистанционное образование – это хорошо или плохо? О роли педагога, родителей и ребенка в новых образовательных условиях мы поговорили с Анастасией Азбель. 

- Анастасия Анатольевна, как вы оцениваете переход к дистанционному обучению в школах? Мы круто развернули самолет над Атлантикой и летим дальше, либо это тяжелейший переход Суворова через Альпы?

- Ситуация сложная. Но не для всех. Давайте поговорим о том, что получается, чтобы понимать, а что нужно дальше развивать тем, у кого не получается. Мы столкнулись с тем, что знания у нас есть, но они не перепакованы в дистанционные форматы. Речь идет не о том, что мы чего-то не знаем, речь идет о том, что мы пока чего-то не умеем. Именно от этого осознания уже можно начинать строить планы – а чему я хочу научиться?

- Кто эти люди, у которых уже получается качественно работать в новых условиях?

- По моим наблюдениям, это в первую очередь люди с хорошей самоорганизацией. Кто привык к самостоятельному планированию и целеполаганию, он сейчас быстрее и адаптируется.
Вторая отличительная черта – развитый навык цифровой коммуникации. Профессиональные и непрофессиональные сообщества сегодня сталкиваются с тем, что нужно разрабатывать новые этикеты и протоколы общения. К примеру, появляются чаты во время проведения онлайн-конференций, и ими нужно учиться пользоваться как школьникам, так и учителям. Должна присутствовать этика диалога во время конференц-связи, поскольку если все одновременно говорят, получается не диалог, а какофония. Нельзя офлайн формат просто взять и перенести в онлайн. Он должен быть изменен. Соответственно, необходимо менять привычную коммуникацию.
Что еще требуется для успеха? Безусловно, навык исследования. Сеть переполнена различного рода контентом: его надо изучить, отфильтровать, расставить приоритеты. Тем, кто не может оформить правильные поисковые запросы, кто не умеет критично относиться к выданной системой информации, приходится сложнее, нежели тем, кто это уже умеет делать.
Нужно учиться сетевой командной работе. Все сейчас оказались в самоизоляции, связи в традиционном понимании прерваны. Но задачи образования сохраняются, и, получается, выигрывает тот, кто может наладить процесс быстрее и распределить роли в группах. Совместный проект в Windows Teams, Padlet, работа с общими документами и формами в Google Диске - такие задачи преподаватели ставят редко. Но кто научился их решать - уже на голову выше большинства.
Я перечислила минимальный набор гибких навыков. Они сегодня нужны больше, чем глубинные знания, чтобы оперативно адаптироваться к работе в дистанционном формате.

- В этом новом процессе у каждого своя роль. Что можно порекомендовать учителю, родителю, ученику?

- Педагогу, прежде всего, необходимо переосмыслить свои образовательные возможности, которые он сегодня может предлагать. Роль учителя меняется. До 2020 года учитель был экспертом «по знанию в рамках школьной программы», и процесс образования происходил синхронно.
Сейчас роль учителя смещается в сторону эксперта по заданиям и образовательного опыта ученика. К сожалению, большинство сегодняшних педагогов еще не имеют собственного опыта дистанционного, несинхронного образования, когда попадаешь в состояние потока. Это можно сравнить с тем, как раньше сериалы показывали по одной серии и только в будний день, а теперь покупаешь подписку и смотришь сколько хочешь и когда удобно. Пожалуй, нам, учителям, нужно самим освоить 1-2 онлайн-курса, чтобы научиться соизмерять возможности этих инструментов. 
Признаюсь честно: еще две недели назад я со своими учениками что-то делала впервые, а уже сегодня сделала бы по-другому.

- Что можете посоветовать родителям?

- Родители своим примером и разговорами ежедневно устанавливают систему ценностей для детей. Когда у ребенка иссякает запас природного любопытства, и он сталкивается с учебными трудностями, в этот момент он неосознанно обращается к системе ценностей своей семьи. Если для родителей важно именно образование ребенка, они помогут и с самоорганизацией, и с коммуникацией. На первых порах взрослым отводится роль менеджеров, пока дети не научатся учиться дистанционно самостоятельно.
Мамам и папам сейчас нужно овладевать современными методиками управления временем и проектами. Любая онлайн-школа в рамках семейного обучения (Фоксфорд, Яндекс.Школа, Учи.ру, Интернет-урок) давно дает рекомендации родителям, как должен быть устроен учебный день у ребенка. Министерство просвещения недавно выпустило памятку о правильном переходе на дистанционное обучение. Загляните на сайт, почитайте, проанализируйте, товарищи родители.

- И наконец, чему нужно учиться ребенку?

- А ребенку нужно учиться учиться и гибким навыкам, и знаниям в традиционном понимании. Если мы исходим из того, что российская цифровая экономика будет развиваться теми же темпами, что и последние лет 10, то гибкие навыки сегодняшних школьников станут только приветствоваться. Но без их альянса с академическими знаниями вряд ли можно будет сделать успешную карьеру. Ценность работника окажется уже не та.

- С начала дистанционного обучения вы ведете онлайн–дневник в «ВК», где делитесь с пользователями впечатлениями, как прошел учебный день вашей дочери. Первые выводы за прошедшие три недели?

- Моей дочери, шестикласснице, наконец-то стало комфортно учиться – вот основной вывод. Благодаря усилиям ее педагогов, она и остальные ученики в классе вошли в новый режим сообща, синхронно и достаточно плавно. Наши учителя ту самую неделю, которая как бы считалась каникулярной, сделали тестовой. На добровольной основе дети тренировались вместе с учителями по одному уроку в день. Смотрели, как работает Zoom и Skype, приспосабливались. Всем было очень интересно, как все будет происходить. Такие эмоции, как 1 сентября!

И вот неделя приспособления позволила ученикам очень мягко войти в полноценный образовательный процесс, когда каждый день уже несколько уроков. В нашей школе они проходят в синхронном режиме, когда учитель и все ученики присутствуют онлайн и продолжают учебу, как это было до каникул.

По итогам трех недель обучения могу сказать, что благодаря онлайн формату учителя снимают много вопросов, и если нужна срочная консультация, то – всегда пожалуйста.

Огромным плюсом являются возможности мультимедийного контента. В школе не всегда в силу разных обстоятельств учителям удавалось его использовать; здесь же все посмотрели один и тот же ролик, презентацию на своих устройствах и со своим «удобным» звуком. У всех все работает, потому что родители нашего класса очень заинтересованы в том, чтобы все работало.

Плюс не надо тратить время на дорогу в школу. Сейчас оно посвящается легкой прогулке – мы переехали жить на дачу.

- А из минусов?

- Пока учителям сложно. Модели поведения педагога в классе постепенно трансформируются. Идет адаптация с обеих сторон, очень мягкая, надо сказать. По-моему, оценки детям почти не ставят, и я не вижу в том необходимости - мы, родители, и так видим ежедневные усилия ребенка.

Еще можно добавить, что учителя могли бы смелее экспериментировать с открытым контентом в сети. Жду, когда интенсивнее начнут задавать читать тексты, на которые не хватало времени, смотреть Культура.рф, ПостНаука, TED-ed на английском, онлайн-курс по информатике и т.д. Когда, если не сейчас формировать эстетический вкус к познанию?

- Тогда, может, совсем образованию перейти в онлайн, ведь плюсов пока значительно больше, чем минусов?

- В связи с переходом на дистанционное обучение школам, возможно, имеет смысл пересматривать учебные планы. Некоторые дисциплины можно спокойно выносить в онлайн. Например, информатику. Яндекс сделал Яндекс.Лицей, куда может подключиться любая школа. Учитель в классе – это навигатор по онлайн-курсу. Контент для освоения языков программирования на онлайн курсах сделан гораздо лучше, чем его объясняли бы на классическом уроке. Уверена, что есть еще пара-тройка школьных дисциплин, которые с помощью цифровых инструментов будут эффективнее, чем офлайн.
Есть еще один момент, его нам нужно серьезно осмыслить - мы созрели для перехода на модульную систему образования. Как бы урока больше нет и даже нет «темы урока», но есть цель с временными рамками и критериями оценки качества ее достижения. Увы, это не игра словами, но новая методология и методика.
Как организован дистанционный образовательный процесс сейчас? Есть школы и учителя, которые выкладывают материал на неделю вперед: осваивай, когда хочешь, выполняй задания, где нравится – важен только результат. Иногда присутствуют поддерживающие встречи в Zoom.
Есть другой подход, когда учителя выдают задания поурочно, выкладывая в строгом соответствии с расписанием: в понедельник один урок – прочитайте текст, во вторник второй урок – ответьте на вопросы к тексту, в среду – выполните задание по контурной карте... Поэтому к новому учебному году школам нужно быть готовыми, что ситуация с временной самоизоляцией может повториться, тогда модульный подход окажется спасительным для гармонизации образовательного процесса.
Но полностью переходить на онлайн обучение и навсегда… Наверное, нет. Живое общение между детьми никто не отменял. Это не взрослые люди, которые уже состоялись в той или иной мере. Школа в классическом понимании - необходимый институт социализации и развития личности, а учителя, как и всегда, будут помогать осваивать ребенку образовательный мир и тот самый, живой, формат общения.

- Сегодня много споров в профессиональной среде по поводу перспектив дистанционного обучения. Одни исходят из того, что все, что ни делается, все к лучшему. Другие пугают друг друга страшилкам о негативных последствиях на долгие годы. Ваша точка зрения?

- Все в силу обстоятельств оказались на самоизоляции, и у нас остается единственный канал связи для образования – цифровой. Через месяц-два мы научимся формулировать более точные образовательные цели, к ним привязывать задания и собирать в целостные курсы. Совершенно не означает, что все бросят школу и убегут получать знания дистанционно. Но! Человек станет получать образование с большей осознанностью – ведь это будет его выбор.