Размер шрифта
Цвет шрифта и фона
Тип шрифта
Изображения
Межбуквенный интервал

Интервью с Иваном Суховым

6 мая

  • Новость
  • Каменноостровский дворец

Иван Сухов: «Всего 20% ученых могут объяснить свою идею. А мы учим навыкам публичных выступлений с детства»

Умение красиво говорить, убеждать собеседника, достойно оппонировать конкуренту – мечта каждого человека. В идеале искусству риторики нужно учиться с детства. А этому и учат с детства в Школьной лиге дебатов Санкт-Петербурга, одного из стратегических партнеров Академии талантов.

Иван Сухов, координатор Школьной лиги дебатов Санкт-Петербурга, рассказал, как школьнику важно в сегодняшнем мире уметь предметно коммуницировать и знать, как завоевать внимание аудитории. 

– Иван, с чего началась школьная лига дебатов в Санкт-Петербурге? 

– Публичные дискуссии зародились еще в античные времена, но наибольшее развитие получили в эпоху развития английского парламентаризма. К началу 20 века появились учебники и методики об основных инструментах ведения дебатов. Соросовский фонд привнес публичные дискуссии как образовательную технологию в российскую образовательную среду в середине 90-х, и школьную Лигу дебатов Санкт-Петербурга создали в 99-м как раз на основе инфраструктуры этого фонда. В Санкт-Петербурге сегодня 30-40 школ постоянные участники чемпионатов по дебатам. В 2010-2011 годах главным партнером проекта являлся университет имени Герцена. Потом наши усилия поддержало Законодательное собрание СПб. В 2017-ом были оформлены документы на проведение образовательного проекта «Школьная лига дебатов Санкт-Петербурга»

– Как проходят городские чемпионаты, и кто в них участвует? 

– Самый оптимальный возраст – 6-11 классы. Играя, участники делятся на группы: младшая –6-9 классы и старшая 9-11 классы. Есть своего рода эксперименты, когда к дебатам привлекают и четвероклассников, но это исключительно для внутришкольных чемпионатов. На дебатах спикеры и приглашенные тренеры из других регионов учат школьников публично выступать – как держаться на публике и завоевать доверие аудитории, строить аргументацию и оппонировать собеседнику и т.д. Подчеркну, ребята работают в командах, а не выступают индивидуально, как это принято в политике. Поэтому тренеры помимо классических критериев обязательно оценивают и еще умение работать в команде. Дебатируются, в основном, не темы из школьного учебника, а наоборот - вне курса. Ребенок расширяет свой кругозор в исторических, литературных и естественно-научных дисциплинах. Не говоря уже о приобретаемом опыте публичных выступлений. 

– Многие годы Академия талантов является вашим партнером. В чем заключается сотрудничество? 

– Дебаты – технология, отдельный методический подход, который с одной стороны можно преподавать как предмет. Это делать сложно, но можно. Можно применять междисплинарный принцип и использовать дебаты внутри какого-то предмета или на стыке дисциплин. Подобная технология развивается в рамках дополнительного образования, и здесь речь идет о большом нашем сотрудничестве с Академией талантов. Мы успешно взаимодействуем несколько лет: учреждение допобразования привлекают наш опыт и активности, возможность дискутировать на разные темы с привлечением известных спикеров, получение школьниками навыков публичного выступления. А для нас Академия талантов - аккумуляция лучших образовательных технологий Санкт-Петербурга, мы совместно проводим городские и международные турниры с участием гостей из Латвии, Эстонии, Белоруссии и другие полезные мероприятия. 

– Насколько известно, дебатируют наши школьники даже на английском. Сложно ребятам отстаивать свою точку зрения на иностранном языке? 

– Дебаты на английском – интересное направление, время от времени оно претерпевает волны популярности. Изначально это связано с тем, что в советское время публичные формы дискуссий не были развиты, и первоначальный опыт получали именно от иностранных участников. (Около 70 стран с 70-х годов прошлого века участвуют в чемпионатах мира для взрослых, студентов и школьников, Россия присоединилась к турнирам в 1996-ом - прим. авт.) Но интересно не только послушать зарубежного тренера, но еще и поучаствовать самому. И для этого нужен английский. Потребность в языке сегодня огромная. Но у многих учителей и детей есть убеждение, что они не смогут проводить дебаты на английском. Такой внутренний ступор существует. Хотелось бы, чтобы педагоги и ребята избавились от ложной скромности, преодолели внутренние психологические барьеры. Мой опыт говорит о том, что те ребята, что хорошо дебатируют на русском, отлично переключаются на английский. И школьного курса вполне достаточно, чтобы участвовать в чемпионатах. Учащиеся из Санкт-Петербурга с успехом выступали и в Германии, и в Турции, занимали призовые места. На городском чемпионате всегда создаем международную лигу, чтобы ребята из Латвии или Польши, не знающие русского языка, могли приехать к нам и участвовать в дискуссии на английском. 

– Часто вам приходится сталкиваться с психологическими комплексами подростков во время выступлений? И есть ли лекарство от внутренней неуверенности?

– Многие педагоги согласятся сейчас со мной, что основная проблема современных школьников – отсутствие навыка самопрезентации. Ученику сложно, как правило, сформулировать свой доклад – не просто встать и зачитать текст, а свободно выступить без бумажки. Это сложно сделать не только на чемпионатах, но и в родном классе, где все знакомы друг с другом. Такая эмоциональная зажатость, неверие в себя и… отсутствие репетиций. В редких случаях школьник «прогоняет» свое выступление перед зеркалом. Когда мы видим прекрасно выступающего ученого, который в легкой и доступной форме рассказывает о каком-либо эксперименте на научной конференции TED, то не подозреваем, что этому предшествует обязательный тренинг. Очень немногие исследователи с мировым именем могут популярно, без отработанных навыков объяснить свою идею. Известен даже процент счастливчиков – всего лишь 20%. Поэтому готовить ребят к большим и малым выступлениям – правильное и необходимое решение со стороны допобразования.

– Например, к всероссийскому конкурсу «Большие вызовы». Напомню, региональный трек конкурса проходил в стенах Академии в марте нынешнего года, и вы оценивали как содержательную часть научной работы школьника, так и, собственно, презентации проектов.

– Да, великолепное состоялось событие по поддержке одаренных детей! По итогам регионального трека у нас возникла идея организовать в следующем году на базе Академии тренинг участников конкурса «Большие вызовы» накануне очного тура. Навыки публичного выступления, безусловно, помогут ребятам представить свои работы с наиболее выгодных позиций. Со своей идеей мы хотим обратиться к Екатерине Александровне Полукаровой, директору Академии талантов. Надеемся, она нас поддержит.

– Если вернуться к содержанию проектов, что вы отметили как эксперт?

– Проблемой последних лет является то, что авторы работ не всегда продумывают содержательную часть, суждения часто поверхностны и нет глубины анализа выбранной темы. С одной стороны, не очень, вроде, и страшно: общая эрудиция растет, кругозор ребенка пополняется... Но, к примеру, в дебатах мы пытаемся искоренять серфингизм - такое профессиональное слэнговое выражение, поверхностное знание предмета, буквально «скользить по волнам». Он ведет к проигрышу команды, если оппоненты подготовились к теме лучше. Но то игра. А в жизни?.. Тот же принцип применим и к оценке работ на «Больших вызовах». Я выступал экспертом по генетике, агротехнологиям и медицине. Судя по потенциалу и оригинальности идей, большинство представленных проектов были на хорошем уровне. Но не все ребята поняли серьезность и уровень конкурса и это, наверное, в первую очередь замечание к их руководителям. Я имею в виду оформление работы, ссылки на научные статьи, цитирование источников, собственная исследовательская часть и собственные же выводы. И второй момент, который бы хотелось отметить - наличие базы для проектной деятельности. Там, где проекты создавались на хорошем оборудовании, школьникам оставалось освоить методы и представить что-то новое в своем исследовании. Судя по некоторым работам, необходимое оборудование отсутствовало. В этом смысле Региональный центр по поддержке одаренных детей в Академии – это хороший пример современной материально-технической базы для проектной деятельности учащихся.

– И кстати для педагогов тоже. В начале марта в Центре медиаискусств прошел семинар для учителей, организованный СПбАППО. Как связаны дебаты и цифровое образование?

– Несколько лет назад мы организовали работу с педагогами в рамках образовательного трека «Дебаты». Академия постдипломного педагогического образования в лице кафедры культурологического образования очень заинтересовалась предложением Лиги, и третий год мы проводим семинары для учителей. Это не только дебаты, но и сходные с ними технологии из области риторики. В прошлом году педагогический семинар состоялся во дворце на Каменноостровском, а в марте 2020-го школьная Лига попросила Академию талантов познакомить с Центром медиаискусства на Лафонской, 5. Очень интересное место в области цифрового образования и уникальными возможностями для профориентационного выбора школьников в сфере медиа и искусства или, точнее – медиаискусства как сферы профессий будущего.

– Современный мир часто упрекают в излишней прагматичности. Где, на ваш взгляд, пригодятся навыки дебатирования и публичных выступлений? Может, это все для политиков?

– Начнем с высоких материй. Гражданское общество изначально формируется с учетом мнения каждого гражданина, нам всем знакомо понятие «плюрализм мнений». Но чтобы учесть интересы всех, интересы необходимо обозначить, публично высказать и обсудить также в публичной плоскости. Это нужно делать предметно и профессионально, согласны? Опыт дебатов, публичных выступлений можно применять в разных областях. Сдача экзаменов, защита диссертации, в журналистике, дипломатике, политологии пользоваться этими навыками сам Бог велел. Опять же бытовые ситуации - а почему нет? И потом. За последние годы динамично развивается грантовая политика. Подача грантов и их публичная защита только развивается как модель некоммерческого сектора экономики. Но с другой стороны - именно от успешной защиты стало зависеть финансирование и жизнеспособность проекта, закупка оборудования, зарплата участников. Какие аргументы привести, чтобы экспертное сообщество поддержало именно ваш грант? Как завоевать доверие этой непростой аудитории за время презентации заявки? Подобные навыки мы и развиваем в рамках сотрудничества школьной Лиги дебатов и Академии талантов, отдавая отчет в том, что наших участников впереди ждет взрослая жизнь с ее высокой конкурентностью и большими вызовами.