Размер шрифта
Цвет шрифта и фона
Тип шрифта
Изображения
Межбуквенный интервал

«Учительская газета»: Большое видится на расстоянии

29 cентября

  • Новость

1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся». Редакция «Учительской газеты» совместно с АНО «Россия – страна возможностей» провела заочный круглый стол, на котором представители школьной и вузовской общественности, депутаты Госдумы, а также участники проекта АНО «Россия – страна возможностей» продемонстрировали свое видение того, как будут реализовываться поправки к закону об образовании в части воспитания. 

В работе круглого стола приняла участие Ингрид Пильдес, директор санкт-петербургской Академии талантов, кандидат педагогических наук. Ингрид Валерьевна ответила на вопросы «Учительской газеты». 

— Насколько педагоги готовы реализовать новые поправки к закону об образовании в части воспитания? Как в связи с этим необходимо менять подготовку студентов в педвузах страны?

— Воспитанием детей занимаются все, кто с ними работает, – и учителя, и педагоги допобразования. Воспитание всегда было важной составляющей учительской работы. 
Полагаю, что педагоги готовы реализовать новые поправки к закону в части воспитания. На протяжении педагогической деятельности квалифицированный педагог, учитель, любящий свою работу, ответственно к ней относящийся, обязательно занимается воспитанием. Подготовку студентов надо менять не только в связи с поправками к закону. Ее вообще нужно ориентировать на современные тенденции в сфере образования.
Даже прошедшие педпрактику студенты плохо знают школу, мало готовы к внеурочной деятельности и дополнительному образованию школьников, не готовы к тому, что им придется не только давать уроки, но и создавать программы, проекты, работать в команде со взрослыми, руководить детскими командами. 
Я, являясь экспертом конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей», поддерживаю инициативу появления студенческого трека. Студенты педвузов больше времени должны быть в школе или Центре дополнительного образования школьников, а не только давать занятия. Им следует общаться с детьми, участвовать в различных массовых воспитательных мероприятиях (и не только в качестве зрителей). Их надо учить работе с документацией, с родителями, с коллегами. 

— Кто должен реализовать поправки к закону – классные руководители, учителя-предметники и когда – во время уроков или во внеурочной деятельности? Есть ли какие-то четкие инструкции на этот счет? 

— У меня есть определенные опасения, связанные с объемом документации, который может увеличиться: необходимо будет создать новые образовательные программы, рабочую программу воспитания, примерный календарный план воспитательной работы. Если делать эту работу качественно (а иначе нельзя), потребуется много времени. 

— Как вообще измерить уровень патриотизма, гражданственности и уважения к старшему поколению? Есть ли какие-то критерии оценивания? 

— Патриотизм, гражданственность и уважение к старшему поколению оценить по уровням невозможно: патриотизм и гражданственность либо есть, либо их нет. Либо уважение к старшему поколению сформировано, либо отсутствует. 
Существуют программы воспитательной работы: календарный план, мероприятия, события, проекты и количество учащихся, которые приняли участие в этом событии. Но это не критерий уровня патриотизма или гражданственности. Это количество людей, включенных в то или иное дело. Воспитание заключается в процессе осознания собственной идентичности, опыта старшего поколения, ценности культурного наследия, любви к Родине. Можно провести очень много хорошо подготовленных мероприятий, но при этом не воспитать патриотизма и гражданственности. А можно сделать такие мероприятия, в которых дети примут участие, включатся в реальные дела. 

— Как будет осуществляться взаимодействие с семьей в вопросе воспитания, ведь достичь каких-то результатов можно только в тесном сотрудничестве с родителями? 

— Я согласна, только в тесном сотрудничестве с родителями будут положительные результаты воспитания. Школа имеет опыт обсуждения с родителями программ воспитательной работы, включения родителей в такую работу. Форм взаимодействия может быть много: и родительские клубы, и приглашение родителей в качестве экспертов детских проектов, созданных в рамках программ воспитания, в качестве гостей больших воспитательных мероприятий. 
Если говорить о воспитательной работе в дополнительном образовании, то тут история особая. Дополнительное образование берет на себя большую воспитательную нагрузку. 
Если мы говорим о федеральном проекте, то как раз Санкт-Петербург имеет серьезную и хорошо разработанную региональную концепцию воспитания юного петербуржца. Разнообразные форматы взаимодействия позволяют вести профориентационную работу, которую нельзя отделять от воспитания. Историко-краеведческие проекты дополнительного образования, опирающиеся на потенциал города, тоже позволяют воспитывать гражданственность, уважение к прошлому, бережное отношение к культурному наследию. Экологические программы и проекты – это экологическое воспитание. Нельзя забывать и про взаимодействие дополнительного образования с общественными объединениями и организациями, помогающими педагогам вести воспитательную работу. 

Полностью с материалами круглого стола можно ознакомиться по ссылке