Размер шрифта
Цвет шрифта и фона
Тип шрифта
Изображения
Межбуквенный интервал

Интервью с Натальей Нетёсой

10 февраля

  • Новость
  • Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей

В январе 2021 года на базе Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей Академии талантов Санкт-Петербурга прошла профильная онлайн-смена «Литературное творчество. Драматургия».

В течение девяти дней участники смены под руководством экспертов направления «Литературное творчество» ОЦ «Сириус» учились анализировать драматические произведения: отвечали на проблемные вопросы предложенных текстов, разбирали систему персонажей, композицию и отдельные сцены пьес, а также сравнивали их сценическое и кинематографическое воплощение.

Мы поговорили с одним из экспертов смены Натальей Ивановной Нетеса, учителем литературы ГБОУ «Академическая гимназия №56», членом жюри регионального этапа ВсОШ по литературе, экспертом направления «Литературное творчество» ОЦ «Сириус».

- Наталья Ивановна, вы не в первый раз выступаете экспертом профильных смен Академии талантов. В чем особенность недавнего интенсива?

- Начнем с положительного. Если сравнивать прошлогоднюю профильную смену по подготовке к Всероссийской олимпиаде по литературе и «Драматургию», то, конечно, олимпиадная смена сложнее. Она требует от ребят серьезной теоретической подготовки, скрупулезности и интенсивных занятий. Прошедший интенсив был более свободный, творческий, дети с удовольствием работали с текстом, включались в беседу, высказывали свое мнение.

- А из минусов?

- Мне не хватило живого общения. Для преподавателя важно видеть того, с кем ты общаешься. Хотелось бы, чтобы одним из условий участия в смене были включенные камеры ребят - это мое пожелание на будущее организаторам.

- Ваше предложение обязательно передадим! Почему решили анализировать именно драму?

- Как эксперт ОЦ «Сириуса» я не раз работала с данной программой с участниками сочинских смен. Вместе с Регцентром мы посчитали, что и для наших ребят драматургия будет тоже интересна. Тем более этому жанру очень мало отведено места на уроках литературы. Взяли посильные для ребят пьесы – в моей группе школьники исследовали пьесу Александра Островского «Снегурочка», в группе другого преподавателя - «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца.

- Драма – сложный жанр для изучения, согласитесь?

- Да, ребятам было сложно анализировать эти произведения. Они учатся только в 7-м классе и честно признались – драму для себя открывают впервые. Но дети старались! Помогли экранизации пьес: мы разбирали отдельные сцены и сравнивали диалоги, уточняли исторические реалии.

- Почему, на ваш взгляд, современным школьникам классическая литература дается все труднее?

- Детям стало сложнее читать классику – это правда. Литература все дальше уходит от нас с точки зрения истории. Лексику 19-го и 20-го веков ребята не понимают. Поэтому нужно, во-первых, отдельно обращаться к истории описываемых времен. И во-вторых, работать со словарем, чтобы понимать смысл устаревших слов и фразеологизмов. Но без классики невозможно. Классическая литература - это образцовая литература, это образцовая речь, анализ вечных конфликтов, мировых сюжетов, которые будут волновать любого читателя во все времена. А ответы на них есть только в русской классической литературе. И в зарубежной, конечно, тоже. Поэтому - читать, читать, читать!

- Если оценивать участников смены, то кто они больше – литературоведы или начинающие писатели?

- Скорее, литературоведы, исследователи. Но, возможно, в дальнейшем проявятся у ребят и писательские таланты. Ведь именно благодаря такому глубокому погружению в предмет как профильная смена по литературе и появляется желание попробовать себя в прозе или поэзии.

- Есть смысл Региональному центру Академии талантов расширить «линейку» литературных смен?

- Думаю, это интересно. Вот мы провели интенсив, посвященный драме. Можно подготовить смену, где исследуем поэтическое произведение. Ребята, кстати, часто испытывают затруднения при разборе стихотворений и поэм. Или можем посвятить работу наоборот исключительно анализу прозаического текста. Одним словом, нужно жанровое разнообразие, чтобы помочь школьникам выявить и поддержать их литературные таланты.