Размер шрифта
Цвет шрифта и фона
Тип шрифта
Изображения
Межбуквенный интервал

Интервью с Иваном Бешенцевым

4 августа

  • Новость
  • Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей

Настало такое время, когда школьники могут разрабатывать технические решения, которые и не каждому взрослому инженеру под силу. Иван Бешенцев, 11-классник из школы 347 и победитель всероссийского научно-технологического конкурса «Большие вызовы», один из тех, чьи идеи успел оценить Комитет по транспорту правительства Санкт-Петербурга, а муниципальное предприятие «Горэлектротранс» уже внедрило его рекомендации в жизнь. Впереди реализация нового проекта Ивана в сфере беспилотных общественных перевозок. Возможно, даже впервые в мировой практике.

Академия талантов подготовила интервью с талантливым исследователем.

- Проект, благодаря которому меня пригласили в «Сириус» – «Расширение транспортной доступности всех районов Санкт-Петербурга, в частности МО в этих районах, а также близлежащих пригородов, отдаленных от станций метро», - рассказывает Иван. - Помогали мне мои научные руководители Олег Николаевич Сухоруков, Антон Сергеевич Алефиров, Егор Рианович Темиргалиев, а также эксперты Александр Иванович Солодкий, Андрей Эдливич Горев.

Я начал работу в июле 2020 года, тогда переходил в 10 класс. Со своими идеями в области городской транспортной логистики я обращался к главам администраций нескольких районов и в Комитет по транспорту правительства Санкт-Петербурга. Предложения понравились, и меня включили в рабочую группу Комитета по транспорту. Группа, напомню, занимается разработкой новой транспортной модели, на которую наш город перейдет в июле 2022 года.

До начала реформы еще год, а 14 предложенных мною изменений в сфере пассажирских перевозок уже введены в маршрутную сеть и показывают успешные результаты. Также рабочая группа утвердила еще четыре моих инициативы для будущего.

В частности, я предложил значительно снизить тариф для пассажиров, вынужденных делать несколько пересадок на общественном транспорте, добираясь от или до метро. Такая система успешно используется на автобусных маршрутах N 200, 201 и 210.

- Именно этими идеями ты поделился на региональном этапе конкурса «Больших вызовов» в Академии талантов?

- Да, с проектом «Расширение транспортной доступности всех районов Санкт-Петербурга» я заявился на «Большие вызовы» в марте 2021 года. И мне дали сразу 50 баллов! (Кстати, в «Сириусе» я один из трех счастливчиков с высшим баллом – причем, без олимпиад и побед в других конкурсах). На защите в Академии талантов мои предложения по усовершенствованию транспортной сети высоко оценили, и я прошел в финал конкурса.

 «У тебя замечательный проект, - сказал мне тогда Егор Рианович Темиргалиев, эксперт конкурса «Большие вызовы» и мой будущий научный руководитель. – Ты представил эффективную интегрированную систему «автобус-троллейбус-трамвай-метро».

- На июльской смене в «Сириусе» ты работал в команде по направлению «Беспилотный транспорт и логистические системы». Задача усложнилась, ведь появился реальный заказчик в лице КАМАЗа.

- Здесь тоже своя история. Весной в Санкт-Петербурге на фестивале «SPB Transport Fest-2021» я встретился с конструктором пассажирского транспорта КАМАЗа Эдуардом Евгеньевичем Даниловым. Он и сказал, что они очень заинтересованы в создании беспилотных троллейбусов с увеличенным автономным ходом и готовы сотрудничать с петербургским «Горэлектротрансом». С генеральным директором этого предприятия я также неоднократно встречался и даже написал ему реферат, за что получил премию в 20 тысяч рублей.

Для меня стало очевидно: нужно срочно делать маршрут для «Горэлектротранса», а КАМАЗу начать создавать транспортные средства конкретно под данный маршрут. Эти моменты нужно было только синхронизировать.

- Почему именно троллейбус?

- Троллейбус считается в современном мире самым эффективным, бюджетным и экологичным видом транспорта. Санкт-Петербург - троллейбусная столица мира, и это признается экспертным сообществом.

А появление троллейбусов-беспилотников – новая эра в сфере общественных перевозок. Сейчас наиболее перспективной разработкой на отечественном рынке является КАМАЗ-62825, троллейбус с увеличенным автономным ходом. Его массовое производство планируется начать в ближайшее время - сразу после обкатки в Санкт-Петербурге.

- Сложно представить троллейбус без водителя! Это действительно реальность?

- В своих расчетах наша команда использовала беспилотник второго уровня автоматизации, то есть все же контролируемый водителем. Пока троллейбусу трудно «сообразить», где открыть двери и где закрыть, уж тем более переходить на самостоятельное управление. Автоматизация контролирует двигатель, а также рациональное использование автономного хода: машина сама принимает решение, когда поднять «штанги» для подзарядки и когда опустить и тем самым производит зарядку батарей по ходу движения.

Беспилотник сам выберет удобный маршрут, если на дороге пробка. В этом случае различные датчики на троллейбусе будут считывать специальные метки. И неважно, есть контактная сеть для этого вида транспорта или нет - ведь это всё-таки не обычный троллейбус, а с увеличенным ходом.

- Теперь о специальном маршруте, который вы разработали для умной машины.

- Мы выбрали в Петербурге два самых трудных с точки зрения транспортной доступности района – Красносельский и Красногвардейский. В чем основная сложность? Там нет достаточного количества станций метро. Автобусы, троллейбусы и трамваи не справляются с пассажиропотоком.

Мы разбили Красногвардейский район на три территории – Ржевка, Полюстрово и Пороховые-Малая Охта-Большая Охта (три муниципальных образования я объединил в одну территорию). В программе ArcGIS выделили карту этих территорий, обозначили буферные зоны - все остановки и максимально ожидаемое количество пассажиров. И проявились сразу те проблемные точки, которые можно разгрузить с помощью нового маршрута.

Я разработал маршрут, который соединит метро «Ладожская» и «Новочеркасская» через основные артерии района: Среднеохтинский проспект, Большую Пороховскую улицу и Индустриальный проспект. Причем, с захватом двух «мертвых» углов, где сегодня транспортное сообщение не предусмотрено – улицы Передовиков и Республиканская-Шаумяна. Там сейчас строятся новые жилые комплексы, и людям необходимо будет как-то туда добираться на общественном транспорте до метро.

- Почему он оптимален, на твой взгляд?

- Во-первых, потому что идет по главным транспортным артериям, а это выделенные полосы, широкие дороги, отсутствие больших пробок... А если пробки все-таки будут, наш троллейбус, как мы помним, сможет выбрать альтернативный маршрут.

Во-вторых, по предварительным подсчетам, мой маршрут получился вторым по популярности в городе после действующего трамвая №100. Он перевозит сегодня 40 000 человек в день, а наш маршрут в перспективе – 39 253.

- А что с экономикой?

- С помощью обычной программы Pascal ABC мы подсчитали - электробус (или троллейбус с увеличенным автономным ходом) окупается через 222 552 км или 18 месяцев при ежедневной эксплуатации. Данной транспортной системе не нужны дополнительные зарядные станции. Контактная сеть в Петербурге довольно хорошо распространена - на нее тоже не нужно тратиться.

Экономическая эффективность маршрута, удобство для пассажиров, простота и экономия в обслуживании - такой маршрут с нашей командой в «Сириусе» я и создал. Также мы работали еще над одним проектом: по заказу КАМАЗа и «Кванториума» из Набережных Челнов визуализировали движение беспилотного грузового транспорта КАМАЗ по маршруту Западная Европа-Западный Китай.

Но это отдельная тема для разговора.

- Что пожелаешь будущим участникам «Больших вызовов»?

- Взаимодействуйте с университетами, ищите свою тему, в чем вы сильны. Заинтересуйте своей темой экспертов и всех окружающих!

Самостоятельно школьнику серьёзный проект не создать, крупное исследование не написать. И интернет не всегда поможет. Поэтому нужно идти на предприятия, советоваться со специалистами-практиками.

И еще важно писать научные статьи и рефераты в различные журналы. Моя мама преподаёт в СПбГУПТД, именно она научила меня писать статьи. И я их пишу - очень помогают в исследовании. За это эксперты «Больших вызовов», возможно, и дали мне такую высокую оценку.